Что такое чартерный рейс
теги:
Слово «чартер» на слуху у россиян не очень давно. Время монополии регулярных рейсов ушло, а у туриста появилась возможность выбора. Если с регулярными рейсами всё понятно, то на с чартерами далеко не все разобрались: понимание разницы облегчит жизнь начинающего путешественника. Так что же это такое - «чартерные рейсы»?
Чартерными называют рейсы, которых нет в регулярном расписании. Они выполняются по заказу фирмы или частного лица.
Чартер (англ. Charter) — в международном торговом мореплавании и воздушном сообщении - разновидность договора перевозки груза, пассажиров и багажа, синоним договора фрахтования. По договору Чартера одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Нормы о Чартере содержатся в ГК РФ и Воздушном кодексе РФ. Утверждает же чартерные рейсы ГСГА (Государственная Служба Гражданской Авиации).
Если говорить предметно, чартеры берутся на сезон (например, на лето в Турцию). Заказчик или организатор таких рейсов (консолидатор) - это туроператор, который договорился с авиакомпанией, забронировал самолет полностью для себя или в содружестве с другими туроператорами и отправил его в нужном направлении.
Существует несколько разновидностей чартерных рейсов.
Шаттл-чартеры рассчитаны на периодичные полеты по одному направлению в течение сезона. Они выполняются в виде цепочки «туда и сразу обратно» (то есть самолет привозит новых туристов и тут же увозит предыдущих. Такой вид чартерных программ наиболее популярен среди российских туроператоров.
Чартер с отстоем («отстойник») - это такой перелет, который рассчитан на разовый вывоз группы туристов на определенный курорт и возврат этой же группы назад. Говоря простыми словами, самолет привозит туристов на курорт и ждет в аэропорту прилета, пока не закончится срок поездки. Отстойные чартеры - не слишком выгодное мероприятие. Обычно к ним прибегают в пиковые даты (например, на Новый год), когда общее существенное повышение цен на туры позволяет безболезненно оплатить аэропорту стоянку самолета.
Сплит-чартеры - это своего рода совмещенный рейс, когда на одном участке пути пассажир летит регулярным рейсом, а на другом - на чартере. Иногда этот вид перевозки диктуется экономическими соображениями, а в некоторых случаях объясняется отсутствием в каком-либо из пунктов назначения возможности принять регулярный рейс. Например, на экзотические острова Индийского океана многие туроператоры отправляют своих туристов через Дубаи. В Дубаи пассажиры прибывают регулярными рейсами европейских авиакомпаний, а оттуда летят на Мальдивы и Сейшелы чартерами местных авиалиний.
Поличартерная перевозка - это тоже совмещенный рейс, но состоит он из двух или более чартеров.
Плюсы и минусы чартерных рейсов.
Плюсы регулярок:
- Регулярные рейсы, как правило, выполняются крупными авиакомпаниями и отправка самолётов осуществляется строго по расписанию, независимо от заполнения рейса. Тогда как чартерные рейсы вынуждены ловить “окна” между регулярными рейсами, и поэтому пассажирам порой приходится сталкиваться с неудобным временем вылета и задержками рейсов.
- Наполняемость самолета при регулярном рейсе не сыграет практически никакой роли - т.е. в салоне может лететь всего 1-2 пассажира – а рейс всё равно состоится.
- Регулярные рейсы имеют привилегию первоочерёдности перед чартерными рейсами. То есть, если произошла перегрузка взлётного поля, то первыми отправят регулярные рейсы.
Плюсы чартеров:
- Поскольку многие чартеры летают “челночным” способом, т.е. привозят одних туристов и сразу забирают других, то чаще всего обратно вы сможете улететь ровно через 7, 10 или 14 дней (в зависимости от продолжительности вашего тура). Это правило не касается очень массовых направлений, таких как Анталья, Шарм-эль-Шейх и других.
- Цена на чартер чаще всего существенно ниже цены на регулярный рейс. Именно из-за этого огромного преимущества туристы готовы терпеть возможные неудобства, связанные с чартером.
К минусу чартеров можно отнести следующее:
- Никто не может прогарантировать аэропорт вылета и тип судна чартерного рейса, так как он может определяться за 1-2 дня до вылета - это зависит от количества пассажиров: если билетов продано много - полетит большой самолет, если пассажиров оказалось мало - маленький.
Чартерные мифы.
Разговоры о том, что все чартеры осуществляются на “разваливающихся” самолетах, не соответствуют действительности. Но разваливающиеся самолеты всё-таки иногда попадаются.
Ошибочно считать, что чартеры существуют лишь для того, чтобы составить альтернативу более дорогим, с точки зрения пассажира, регулярным рейсам. На самом деле туроператор запускает подобные программы, как правило, в двух случаях: когда спрос на направление значительно превышает возможности регулярной перевозки и когда прямые регулярные рейсы до пункта назначения просто отсутствуют, а число желающих туда попасть достаточно велико. Последнее обстоятельство особенно играет на руку туристам: им не приходится совершать пересадку в транзитном аэропорту, а время и цена перелета сокращаются порой в два-три раза.
Эксплуатируя свой воздушный парк, любая авиакомпания ориентируется в первую очередь на сочетание маршрутов. Поэтому с точки зрения безопасности самолеты, выполняющие чартерные перевозки, ничем не отличаются от лайнеров на регулярных рейсах – просто потому, что одна и та же машина может сегодня совершить регулярный полет, а по возвращении из него отправится в чартер. Более того, в последнее время наш турист научился неплохо ориентироваться в воздушных судах, и туроператоры, формируя свои программы, вынуждены это учитывать.
Если в случае задержки рейса пассажир чартера находится в менее выгодных условиях, чем его «собрат» с регулярного маршрута, то во всем остальном их права равны. Когда срок ожидания вылета превышает 6 часов, авиакомпания, выполняющая чартерный рейс, точно так же обязана предоставить своим пассажирам гостиницу на весь период ожидания и горячее питание. Подчеркнем: именно перевозчик, а вовсе не турагент или туроператор – организатор рейса, к которой, как правило, и адресуют свои претензии раздраженные туристы. Если же авиакомпания не выполнила данных обязательств, человек вправе обратиться за компенсацией в суд.
Принято считать, что билеты на чартерный рейс можно приобрести только в составе турпакета. Поскольку заказчик данной перевозки оплачивает ее полностью, авиакомпания не имеет права продавать билеты на чартерные маршруты – в обычных авиакассах их и правда не найдешь. Однако при желании купить билет на чартер все же можно. Для этого достаточно позвонить нам.
Билет на чартер отдельно от турпакета, разумеется, будет стоить дороже, чем вкупе с ним. Но такая покупка все равно выгоднее, чем приобретение билета на регулярный рейс. Соотношение цен зависит от направления. Чартерные тарифы в европейские страны, по словам некоторых экспертов, могут быть на 300% ниже регулярных, если же говорить о дальних направлениях – здесь разница не так существенна: от 50 до 100%.
Конечно, ощутимый минус чартерных билетов заключается в том, что выписываются они, как правило, за день-два до вылета или привозятся курьером туроператора в аэропорт. Это заставляет порой волноваться. К тому же чартерный билет нельзя обменять или сдать. Впрочем, это правило относится и к билетам на регулярные рейсы, продаваемым по самым низким тарифам.