Туры в Египет

- Цены указаны за 1/2 двухместного номера;
- Не подходят эти туры? Посмотрите нашим удобным поиском туров

Боги

Мумификация
Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий. Так, мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им наносили ущерб расхитители гробниц, а также некоторые археологи.
Сначала бальзамировщики рассекали тело и удаляли из него внутренности, чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали через нос. Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в четырех сосудах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только сердце оставляли в теле. После пеленания мумию посыпали порошком соды. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем после растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась.
Под конец умащенное благовониями тело обертывали полотняными бинтами, пропитывая их маслами и смолами. Поэтому мумии имеют такую темную окраску. Между повязками закладывали амулеты для защиты покойника. На амулетах были записаны магические формулы типа: "Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона"...

Боги Древнего Египта
Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Анубис: бог в образе шакала или дикой собаки (или человека с головой шакала или собаки); считался покровителем умерших.
Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным диском; в некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий душу Осириса.
Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями.
Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львицы с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде кошки.
Бес: дух, покровитель рожениц, изгоняющий змей, бог веселья и пляски; изображался в виде уродливого гнома с мордой льва.
Хор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением; изображался как человек с головой сокола в короне.
Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.
Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина с рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.
Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших; изображался в виде человеческой мумии в короне, обрамленной перьями, бородой, в согнутых руках скипетр и плеть.
Птах: первоначально бог-творец и бог мертвых в Мемфисе; изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, означающем правду.
Ра: бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра); человек с головой сокола и с солнечным диском.
Тот: бог луны, мудрости, письма и счета; изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках.
Хатор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран; изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы.
Хнум: бог-творец, создающий человека на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами.
Искусство Древнего Египта
В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.
Египетские художники не знали перспективы, но всеми доступными им средствами они стремились правдиво отражать действительность. Тот, кому удастся полностью погрузиться в созерцание ярких египетских фресок, даже не обладая специальными знаниями, сможет составить себе представление о жизни Древнего Египта. Многие из фресок производят странное, волнующее впечатление на зрителя. Достаточно назвать настенную роспись в гробнице Нахта, жреца Амона, изображающую грациозных девушек с флейтами, арфами и лютнями.
Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстро разрушающегося сырцового кирпича.
Коптское искусство
Искусство коптов-христиан возникло на границе эпохи фараонов и греко-римского периода. Оно сочетает в себе элементы обеих культур и отличается светлым народным характером. Резные статуи изображали не только Геракла и Афродиту, но чаще простых людей - крестьян, чиновников, ремесленников, а также монахов.
С IV в. начинает развиваться коптское церковное искусство. На первых порах оно представляет собой смешение разных стилей: здесь и наследие фараонов, и черты эллинизма, и собственно коптские традиции. Рядом с христианским крестом спокойно стоит атрибут фараона - "Анх" (иероглиф, соответствующий слову "жизнь"), которому ранние копты поклонялись как распятию. Часто по сторонам обоих крестов стоят греческие буквы "альфа" и "омега", символизируя начало и конец всего сущего. Фрески и иконы, выполненные в древнеегипетской традиции, изображают сцены из Библии. Исида с младенцем Хором превращается в Деву Марию с Иисусом, Святой Дух списан с той самой ширококрылой птицы, которая в культе мертвых эпохи фараонов воплощала душу умершего. Колоннада в христианских храмах заимствована из египетской культовой архитектуры, а в увлечении художников ярким орнаментом видна связь с искусством ислама.
К сожалению, много памятников коптского искусства утрачено. Повинны в этом не в последнюю очередь и археологи, которые, интересуясь только Древним Египтом, открывали барельефы фараонов, уничтожая при этом коптские фрески, которыми были покрыты эти барельефы. Никому не пришло в голову скопировать их или сделать фотографии. Жан Франсуа Шампольон, расшифровавший надпись на Розеттском камне, обнаружил в Фивах прекрасно сохранившуюся церковь V в. и ни словом не упомянул о ней в своих официальных отчетах.
См. также Коптский музей в разделе Музеи.
Мусульманское искусство
Мусульманское искусство отличается чисто религиозной направленностью. Ислам запрещает изображать человека в живописи и скульптуре. Это относится к пророку Мухаммеду и другим распространителям ислама (святых в христианском смысле в исламе нет).
Особенно у мусульман развито искусство орнамента, который может быть и геометрическим и растительным, в виде орнамента могут также изображаться мудрые изречения и тексты Корана на арабском языке. Фатимиды большей частью пользовались услугами опытных художников, которые смогли обогатить художественными образами новую религию, пришедшую в Египет в VII в. Каллиграфия также считалась искусством и остается таковым по сей день. Повсюду встречаются надписи в красиво орнаментированных рамках, состоящие из одного слова - Аллах.
Мусульманская архитектура воплотилась прежде всего в строительстве мечетей. Мечети - это нечто большее, чем помещения для богослужения, они - место тихой медитации верующих, школа для изучающих Коран, как, например, мечеть Аль-Азхар. Простор и величие - вот основные черты мечетей.
Архитектурный стиль мечетей за последние 1300 лет не претерпел изменений: аркады (ливан) обрамляют большой внутренний двор (сан) с фонтаном (ханафийя). С высокого, стройного минарета муэдзин созывает верующих на молитву. Богато украшен обычно михраб - молельная ниша в стене, указывающая направление на Мекку, к которой верующие обращены лицом во время молитвы. Художественно украшен также минбар - кафедра, с которой читаются пятничные проповеди. Полы мечети устланы коврами ручной работы.
Праздники и торжества
В дни национальных праздников мусульмане и немусульмане собираются вместе. Три календаря (григорианский, мусульманский и коптский) и множество традиций делают Египет страной сплошных торжеств.
Мусульманские праздники
Рамадан - месяц поста и праздника
К пяти столпам ислама относится пост в течение месяца рамадана, который должен соблюдать каждый верующий (за исключением больных, стариков и женщин в определенные периоды). Немусульманам рамадан может показаться самоистязанием: с восхода до заката солнца нельзя ни есть, ни пить, разумеется, нельзя курить или предаваться телесным, например сексуальным, радостям.
В это время дневная жизнь в Египте затихает, чтобы ночью, как только прогремит пушечный выстрел, оповещающий о прерывании поста (в Каире такая пушка, прозванная в народе "Хага Фатма", установлена в цитадели), превратиться во всенародный праздник, порой выливающийся в безудержное веселье. На площадях дети качаются на качелях или крутятся на маленьких, вручную приводимых в движение, каруселях, поднимая невыразимый шум самодельными хлопушками. Апогей поста - 26-я ночь, Лайлет эль-Кадр, ночь, когда Мухаммеду через архангела Джебраила было ниспослано первое откровение.
Как и все мусульманские праздники, 30-дневный рамадан отмечается в сроки, определяемые лунным календарем, начало которого всякий раз смещается на 11-12 дней. Поскольку зарождение серпа молодого месяца (новолуние) в арабской стране служит началом этого и других мусульманских праздников, возможны колебания сроков. В 1997 г. рамадан начинался 31 декабря, в 1998 г. - 20 декабря.
Ид эль-Фитр. Этот трехдневный праздник, называемый также "малый байрам", завершает месяц поста рамадан.
Ид эль-Адха. Через 70 дней после "малого байрама", в конце месяца паломничества в Мекку, отмечается этот трехдневный праздник жертвоприношения ("большой байрам") в память о том, как Ибрахим готовился принести в жертву своего сына Исхака.
Авил санаа хийрлиа - исламский Новый год. Отмечается довольно скромно в первый день месяца мохаррам.
Мавалид - запрещенные праздники святых. С осознанием мусульманских ценностей возрождается традиция праздников мавалид (по-арабски - "день рождения, годовщина"; в единственном числе - мулид). Согласно чистому учению ислама, запрещающему поклонение святым, этих праздников (а их только в Каире больше 80) не должно быть. Об этом усердно твердят и шейхи каирской мечети Аль-Азхар. Но напротив, перед мечетью Хусейна, благочестивые мусульмане, танцующие суфии и раскачивающиеся в трансе мистики, отмечают день рождения пророка Мухаммеда, а также многодневный праздник в память мученика Хусейна.
С особой торжественностью в городе Танта ежегодно отмечается день скончавшегося здесь в 1239 г. мистика Сайда Ахмеда эль-Бадави. Сотни тысяч людей собираются на этот праздник, чтобы почтить память этого знаменитого еще при жизни чародея. Целую неделю длится восточная ярмарка с заклинателями змей, конным балетом и танцующими дервишами.
Коптские праздники
Жам эн-Нессим - праздник весны. Этот праздник (его название переводится с арабского как "аромат западного ветра") уходит корнями в Древний Египет. Назывался он Опет. Праздник весны, сопровождаемый массовыми выездами за город и пикниками, приходится у коптов обычно на пасхальный Понедельник (совпадает с православной Пасхой).
Коптское Рождество. Этот праздник копты всегда отмечают 7 января.

 

Рассылка туров

* Информация о стоимости туров не является публичной офертой.

Rambler's Top100 Туристический рейтинг. Яндекс.Метрика